Работа мерчандайзером: краткий обзор специальности
Мерчендайзер – это специалист сферы маркетинга, ответственный за организацию продаж. В своей работе мерчендайзер занимается продвижением отдельного товара или продукции конкретного бренда. Если придерживаться норм русского языка, то следует писать «мерчандайзер» вместо «мерчендайзер».
Рассмотрим, что включает в себя работа мерчандайзера в магазине. Он занимается анализом конкурентов, разрабатывает меры для увеличения продаж, создает оптимальный вариант размещения товара на прилавках. Также мерчандайзер проводит работу по дизайну витрин и выкладке товаров, что в свою очередь привлекает покупателей и увеличивает продажи.
Работа мерчандайзера подходит людям, которые обладают следующими качествами: творческий подход, высокая коммуникабельность, умение находить выходы из сложных ситуаций и быстро принимать решения. Если вы имеете данные качества, то работа мерчандайзера может быть подходящим вариантом для вашей карьеры в маркетинге.
Мерчандайзер - кто это и чем занимается
Мерчандайзерство как профессия появилось довольно давно, но ее корни ведут к самому зарождению торговли. Тем не менее, далеко не все знают, кто такой мерчандайзер и каковы его обязанности.
Основная задача мерчандайзера заключается в стимулировании продаж. Однако сам мерчандайзер не взаимодействует напрямую с клиентами. Его основная задача - организовать эффективное взаимодействие покупателя с продукцией.
Для успешного выполнения своей работы мерчандайзеру необходимо находить баланс между пятью ключевыми элементами:
- товар;
- место;
- время;
- объем;
- стоимость.
Иными словами, работник этой специальности должен понимать, с какой продукцией ему предстоит работать, учитывать специфику места, где он работает, ориентироваться на сроки выполнения задачи, а также иметь представление о том, каков объем товара и какая его цена. Если учесть все эти факторы, объем продаж можно увеличить на 200-300%. Не стоит забывать, что правильный выбор мерчандайзера - это залог успешной работы магазина.
Многим может показаться, что все обязанности мерчандайзера сводятся к выкладке товаров, но это далеко не так. Выкладка товаров - это всего лишь видимая часть работы, чтобы рационально распределить продукцию, необходимо понимать, как ее местоположение влияет на выбор потребителей. Таким образом, должности мерчандайзера включают в себя:
- Изучение покупательского интереса. Мерчандайзер должен узнать, кто составляет целевую аудиторию, как ее состав изменяется в зависимости от времени года и что она предпочитает. Необходимо также проанализировать сотрудничество и другие факторы, влияющие на потребность в товарах.
- Формирование ассортимента продуктов и его поддержание. Анализ потребительского поведения позволяет составлять список покупок для наполнения полок.
- Конкурентный анализ. Работник этой профессии должен обратить внимание на то, что покупатели внимательно следят за заменой товаров, и сообщить об этом работодателю. В свою очередь, работодатель проведет анализ причин смены товаров и примет меры для привлечения потребителей.
- Отчетность. Мерчандайзер является частью маркетинговой цепи. Он должен продемонстрировать результаты своей работы и ее вклад в общее дело.
Обычно контроль за работой мерчандайзера возлагается на супервайзера по мерчандайзингу. Если вы начинаете работу мерчандайзером, то через некоторое время у вас будет возможность вырасти в руководителя. Для этого вам нужно не только выполнять выкладку товаров, но также уделить больше внимания аналитике и отчетности.
Работа мерчандайзера: виды и особенности
Задача мерчандайзера заключается в эффективной организации продаж. В зависимости от мероприятий, которые он проводит, можно выделить несколько типов мерчандайзеров.
Мерчандайзеры обычно работают в гипермаркетах и супермаркетах. Если их закрепляют за конкретной точкой продаж, то их называют стационарными мерчандайзерами. Если же мерчандайзер занимается несколькими магазинами в рамках рабочего дня, то он является мобильным мерчандайзером. В любом случае, мерчандайзер должен иметь свою зону деятельности. Она может быть ограничена территорией одной торговой сети или географическим положением.
Существует несколько видов мерчандайзеров, которые различаются по функциональным обязанностям:
- Технический мерчандайзер. Его работа заключается в следовании технологии размещения продукции на полках. Он может работать в одном магазине или перемещаться по сети.
- Визуальный мерчандайзер. Он отвечает за создание особой атмосферы в магазине, используя музыку, ароматы и свет. Он часто работает в одном магазине, чтобы добиться единой атмосферы.
- Перекрестный мерчандайзер. Он создает тематические зоны, в которых товар будет выглядеть наиболее выгодно. Он анализирует, какие товары покупают вместе друг с другом (например, что покупают вместе с хлебом).
График работы мерчандайзеров обычно свободный и может включать различные форматы работы, такие как неполный рабочий день, несколько смен в неделю, рабочий график 2/2 или выходные дни.
Основные требования, которые предъявляются работодателями к мерчандайзерам, доступны даже для соискателей без высшего образования. Перечень необходимых качеств для этой сферы деятельности не слишком велик:
- Гражданство Российской Федерации или законное разрешение на работу на территории страны (например: патент, вид на жительство или разрешение на временное проживание);
- Наличие медицинской книжки;
- Наличие физических навыков, в частности, выносливости, оперативности, а также готовности к работе на ногах весь рабочий день;
- Важным значением обладают личные качества, такие как внимательность, коммуникабельность, понимание психологии, энергичность, а также желание постоянно обучаться.
Даже без опыта работы, но с готовностью проходить стажировку и углубляться в профессию, мерчандайзер может рассчитывать на трудоустройство. Работодатель ожидает от своих сотрудников ответственного и дисциплинированного подхода к работе, все остальное приходит со временем.
Вакансии мерчандайзера выходного дня, работы на неполную ставку или график 2/2, пользуются большим спросом среди студентов. Это отличная возможность для заработка без потери учебного времени. А для тех, кто изучает маркетинг, это может стать полезной практикой и первым шагом на пути к профессиональному росту.
Вопросы, касающиеся заработной платы, являются одними из наиболее важных и актуальных для любого работника. Если речь идет о мерчандайзере, то здесь тоже существует ряд факторов, который сильно влияют на размер получаемой им зарплаты. Сразу стоит отметить, что размер оплаты услуг мерчандайзера зависит от ряда факторов, среди которых можно выделить регион, где расположен магазин, а также задачи, перед которым стоит специалист.
В марте 2019 года среднемесячный доход мерчандайзеров по всей стране составлял 31 200 рублей. Однако, как показывает статистика, заработная плата этой категории специалистов существенно разнится в зависимости от региона. Наиболее высокие зарплаты на данный момент платят на Московщине и в Ленинградской области.
Отметим, что зарплата мерчандайзера напрямую зависит от места работы, ведь крупные ритейлеры платят больше, чем небольшие магазины. Кроме того, на размер оплаты услуг мерчандайзера влияет вид занятости - полная, частичная или связанная с вахтой. Важен также список обязанностей - наличие дополнительных задач, таких как работа водителем, грузчиком или товароведом, повышает зарплату специалиста.
Если говорить о конкретных цифрах, то в Москве мерчандайзер может рассчитывать на получение максимум 75 000 рублей, в то время как в Санкт-Петербурге - на 52 000 рублей. Однако, стоит учитывать, что вакансии с неполным рабочим днем могут оказаться более выгодными, поскольку они позволяют работать с несколькими компаниями одновременно.
Стоит отметить, что для работы мерчандайзером необходимо обладать специальными профессиональными знаниями и навыками, однако для этой профессии не требуется высшее образование в области экономики. Поэтому, в целом, перспективы карьерного роста для специалистов по продвижению товаров, которые работают мерчандайзерами, достаточно высоки, а заработок вполне достойный, что делает эту профессию привлекательной для многих людей.
Фото: freepik.com