Начальная максимальная цена контракта: определение, обоснование и экспертиза
Сегодня благодаря проектам объединения, система закупок стала понятнее и прозрачнее. Также Ассоциация специализированных организаций (АСО) помогает всегда быть в курсе актуальных тенденций контрактной системы. Если необходимо получить банковскую гарантию для обеспечения заявки на участие в госконкурсе без залога и поручительства, можно обратиться за решением к АСО. А также, при помощи тендерного кредита, компания может участвовать в нескольких тендерах или аукционах, не привлекая свои собственные оборотные средства.
Если исполнителю необходимо избежать срыва выполнения обязательств в случае задержек выплат со стороны заказчика, может быть полезен кредит под акты выполненных работ. Получить комплексную помощь на всех этапах участия в тендерах и аукционах, включая финансовую поддержку, можно благодаря услугам брокерских компаний.
Один из важнейших аспектов при участии в тендерах - это начальная максимальная цена контракта. Она должна быть экономически выгодной как для поставщика, так и для заказчика. Чтобы рассчитать её правильно, следует обратиться к опытному эксперту в этой области, например, к президенту Ассоциации специализированных организаций (АСО) - Дружинину Михаилу Дамировичу. Миссия АСО - делать госзаказ конкурентным и эффективным, что было бы невозможно без понимания всех нюансов контрактной системы.
В Федеральном законе от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определен термин «начальная максимальная цена контракта», который вызывает недопонимание среди участников закупочной деятельности.
Основное определение этого термина заключается в том, что начальная цена контракта является первоначальной и все последующие цены будут вторичными. Категория «максимальная» устанавливает верхнюю границу стоимости, которая не может быть превышена заказчиком. НМЦК должна соответствовать функционально-техническим характеристикам предлагаемой продукции и отражать ее реальную стоимость с учетом потенциальных и рисков изменения цены. Важно, чтобы она была источником экономической выгоды для заказчика и поставщика.
Корректный расчет начальной максимальной цены контракта является ключевым аспектом закупочной деятельности и влияет на объемы обеспечения заявок и исполнения контрактов, применение антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона, а также выбор способа закупки.
Отметим, что расчет НМЦК лежит на заказчике и может быть осуществлен пятью разными способами, руководствуясь Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567. Однако, как показывает практика, наличие разъяснительных документов не всегда помогает определить и обосновать НМЦК.
Вы имеете какие-либо доказательства успешной реализации теории на практике? Существуют ли проекты внедрения экспертизы, показавшие себя с лучшей стороны?
Результативность использования экспертизы НМЦК проиллюстрирована на примере работы ГБУ «Городское агентство по управлению инвестициями». Взяв на вооружение обязательную экспертизу НМЦК перед опубликованием уведомления о проведении конкурса, бюджет Москвы заметно сократился. По состоянию на 31 января 2018 года, данной организацией было подготовлено 125 заключений, оценившихся в 14,89 миллиона рублей. Уменьшение НМЦК оценивается в 1,152 миллиарда рублей, то есть, 8 % от общей суммы. Организация также выдала 25 заключений на сумму 400,485 миллиона рублей, соответственно, уменьшение НМЦД составило 45,775 миллионов рублей или приблизительно 9% от общей стоимости, в рамках ФЗ № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Перспективы развития данного направления вызывают большой интерес. Какие возможности прогнозируются в этой области?
На наш взгляд, перспективы развития данного направления весьма многообещающие. Мы убеждены, что только государственный контроль и стимулирование в области ценообразования способны сформировать конкурентный и прозрачный государственный заказ.
Судя по нашим прогнозам, в будущем в закупках можно ожидать следующих изменений: контрактный специалист выберет нужный код товара, а затем НМЦК будет автоматически рассчитан и техническое задание будет сформировано, после чего все это будет отправлено на электронную торговую площадку для публикации. Таким образом, использование искусственного интеллекта в сфере государственных закупок будет становиться все более распространенным.
Михаил Дамировичу хотелось бы выразить огромную благодарность за развернутые и информативные ответы в рамках нашего интервью. Мы желаем успехов АСО и надеемся на то, что постановка экспертизы НМЦК станет золотым стандартом для всех государственных закупок.
Как отличается процесс обоснования НМЦК от ее определения?
В соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе, НМЦК определяется заказчиком с использованием одного из пяти методов: анализа рынка, нормативного, тарифного, проектно-сметного или затратного. Определение НМЦК - это процесс его вычисления. Обоснование НМЦК - это часть общего обоснования закупки, которое подтверждает соответствие планируемой закупки целям, прописанным в нормативных и правовых актах и в органах исполнительной власти. Порядок и форму обоснования закупок определяют Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Эти Правила были утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 года № 555.
Форма обоснования закупок при формировании планов-графиков закупок включает таблицу из десяти столбцов. В этой таблице указываются цифры НМЦК, название метода его определения и обоснования, подтверждение того, что невозможно использовать другие методы в контексте этой закупки, расчет НМЦК на основе выбранного метода, метод определения поставщика, обоснование выбора этого метода и дополнительные требования к участникам закупки, если такие имеются.
Стоит отметить, что правомерность каждой закупки контролируется Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами в регионах и муниципалитетах. За нарушения в этой сфере предусмотрена административная ответственность.
Методы обоснования необходимой минимальной контрактной цены (НМЦК) должны быть корректно определены для каждого отдельного случая закупки. Наиболее приоритетным методом является метод анализа рынка, который заключается в изучении рынка для определения средней рыночной цены и рассчете НМЦК на основе полученных данных с применением соответствующей формулы. Однако, этот метод не всегда гарантирует оптимальную цену и может иметь некоторые недостатки, например использование предположительных ценовых предложений или некачественный анализ рынка.
Дополнительные методы могут быть использованы в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных частями 7–11. Также допустимо применение эффективных методов подобных нормативному, тарифному и затратному, предварительно тщательно обосновав их использование.
Нормативный метод расчета НМЦК применяется как самостоятельно, так и в дополнение к методу анализа рынка, если НМЦК, указанная с использованием метода анализа рынка, превышает "нормативную". Товары, работы и услуги, цена за единицу которых регулируется государственными тарифами, могут быть регулированы методом тарификатора.
Однако применение таких методов может привести к ухудшению качества продуктов и услуг или даже уклонению от проведения конкурсов, поэтому целесообразно использовать проектно-сметный метод, который позволяет минимизировать расходы с учетом соответствующей проектной документации.
Затратный метод можно применять только в дополнение к другим методам, однако его низкий приоритет объясняется тем, что НМЦК может включать в себя необоснованные дополнительные затраты и трактоваться различными способами.
Для того, чтобы определить НМЦК корректно, необходимы системные знания и опыт контрактных специалистов. Кроме того, ценообразование в целом, а также закупочная деятельность нуждаются в систематизации, поэтому мы предлагаем создать Департамент контроля цен в рамках государственного/муниципального заказчика и организовать его работу последовательно.
Как получить информацию для определения и обоснования НМЦК? В принципе, сделать это можно с помощью индивидуальных запросов и общедоступных источников.
При использовании метода анализа рынка необходимо направить как минимум пять запросов различным поставщикам, которые доступны в сети Интернет и имеют опыт исполнения государственных заказов в течение последних трех лет. Кроме этого, запрос об информации можно разместить на официальном портале государственных закупок zakupki.gov.ru и в печатных изданиях.
Также стоит обратить внимание на Реестр контрактов, заключенных заказчиками на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок. Кроме этого, нелишним будет использовать информацию, содержащуюся в рекламе, каталогах, описаниях товаров.
Котировки на российских и иностранных биржах и электронных площадках, данные государственной статистической отчетности, официальные источники информации госорганов и муниципалитетов, а также данные информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка также могут быть полезны при получении информации для определения и обоснования НМЦК.
Существует ли определенная методика для оформления обоснования НМЦК? Воспользуемся Методическими рекомендациями, определенными Приложением №1, принятых приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567. Тем не менее, в этой форме практически не учитываются некоторые нюансы. Как следствие, оформление обоснования обычно производится в свободной форме, а однако, необходимо указать следующее:
- Основные характеристики объекта закупки;
- Расшифровка используемых методов выбора;
- Реквизиты документов, использовавшихся для расчета;
- Сам расчет;
- Дата подготовки обоснования.
Как правило, обоснование не включает информацию о поставщиках, предоставивших информацию для расчета. Использованные источники данных и справочная информация являются приложением к форме обоснования и должны храниться вместе с другими документами о государственной закупке.
Может ли стоимость оказаться неправильной?
Иногда из практики Федеральной Антимонопольной Службы РФ и Счетной Палаты можно выделить примеры того, что НМЦК была неправильно определена. В общем случае, необоснованность НМЦК может быть вызвана следующими причинами:
- ошибки при расчетах, которые могут быть связаны с неправильной интерпретацией методических рекомендаций;
- недостаток обоснования, например, непредставление необходимых подтверждающих документов или неполнота полученной информации;
- ошибки при анализе рынка, например, использование заранее определенных «средних» показателей, которые не учитывают реальные характеристики рынка.
Существуют ли способы контроля за формированием НМЦК, которые позволят избегать завышенных и заниженных цен? В данном вопросе достаточно сложно разобраться без тщательного изучения законодательства и практики в данной сфере. Мы в силу своего опыта на рынке государственного заказа знаем, насколько это актуально.
Чтобы эффективно работать в этом направлении, необходимо иметь глубокие знания в данной области. Именно поэтому мы приступили к реализации проекта "Экспертиза НМЦК". Основная цель данного проекта состоит в том, чтобы помочь субъектам федерации, министерствам, концернам и крупным предприятиям - всем тем участникам, которые принимают участие в распределении бюджетных средств.
Проект позволит всем участникам научиться планированию бюджета, правильному использованию выделяемых средств, а также эффективному контролю и "справедливому" ценообразованию. Такая работа повысит экономический и инвестиционный эффект на отдельные регионы, отрасли и компании в целом.
Поясните, что подразумевается под проектом «Экспертиза НМЦК»?
Проект «Экспертиза НМЦК» – это услуга по экономическому обоснованию деятельности организаций, управляющих бюджетными средствами, от начала до конца. Его суть заключается в создании независимого Департамента контроля ценообразования (ДКЦ), как базовой составляющей проекта.
Первым шагом внедрения является проведение анализа и аудита деятельности государственных или муниципальных заказчиков на предмет закупок. На основании полученных данных формируется ДКЦ, разрабатываются нормативные документы, методологии расчета и обоснования цен, подбирается и обучается персонал, и внедряется IT-платформа. Кроме того, производятся адаптационные и сопроводительные мероприятия.
Компания АСО может взять на себя организацию всех этапов проекта, от финансового обоснования до сервисного обслуживания на этапе эксплуатации отдела.
Каковы этапы, которые включены в проект, и какую роль они играют?
Основным элементом данного проекта является создание Департамента контроля ценообразования. Эксперты, занятые на этой позиции, подвергают тщательному анализу все детали закупочной деятельности субъекта. Они проверяют такие аспекты, как выбор НМЦК, точность калькуляции, используемые сметные нормативы и удорожающие коэффициенты, учет затрат и налогов и другие важные параметры, связанные с закупками. Кроме того, они анализируют прошлый опыт и учитывают его при подготовке новых проектов.
На основе полученных данных создается ДКЦ, который будет использоваться для формирования правильной цены на предметы закупки. Чтобы обучить сотрудников, разработаны комплексные программы обучения разного типа. Они могут быть реализованы на территории заказчика, нашей территории в Москве или дистанционно.
Кроме того, проект предлагает услугу консалтинга по сложным и нетипичным задачам. В этой ситуации на помощь приходят эксперты-ценовики разных профилей, которые могут обеспечить нужную помощь в расчетах и обоснованиях.
Фото: freepik.com