Исследование рынка: как проводится и сколько стоит?
Некоторые компании и предприниматели предпочитают доверять своей удаче, однако это не гарантирует успешного развития бизнеса. А вот наличие опыта и правильно проведенных расчетов всегда могут приносить пользу. Именно в эпоху информационного развития возможно воспользоваться знаниями других участников торгово-рыночных отношений как в России, так и в мире. Проведение маркетингового исследования позволит получить ответы на важнейшие вопросы, с которыми сталкивается предприниматель или компания, и разработать оптимальную стратегию развития бренда или организации в целом.
Анализ производительности рынка включает в себя просмотр структуры рынка (свободные ниши и сегменты, а также нишу, в которой работает предприятие), информацию о конкурентах и потребителях, спрос на товары и услуги, и оценку рисков, а также исследование потребителей и их мотивов.
Но не всегда необходимо тратить ресурсы на сбор и анализ всех данных. Чтобы правильно составить план анализа, выбрать методы и инструменты, необходимо помнить, зачем проводятся исследования.
Поэтому одним из наиболее важных этапов маркетингового анализа рынка является определение его целей. В зависимости от цели исследования устанавливается предмет анализа. Например:
- для изучения емкости, конъюнктуры и оценки актуальных и будущих тенденций рынка нужно изучить его структуру;
- предметный анализ товара/услуг поможет оценить развитие сегмента рынка и определить рыночную долю товара/услуги предприятия;
- исследование рыночных сегментов на предмет незанятых ниш позволит организовать новые источники продаж;
- комплексное изучение целевого сегмента позволит определить его привлекательность и сделать правильный выбор целевого рынка;
- изучение потребителей поможет выявить ключевые потребности рынка, провести анализ спроса на продукцию, а также определить требования целевой аудитории;
- экономическое исследование рынка поможет понять действующую структуру цен в отрасли и выполнить ценовое позиционирование конкурентов;
- исследование конкурентов необходимо для понимания общей картины, выявления преимуществ и уязвимых мест компаний, а также разработки собственных конкурентных преимуществ.
Кроме того, маркетинговый анализ рынка может проводиться для различных сфер бизнеса, и для каждой сферы используется своя модель продаж. Это означают, что и исследование рынка будет направлено на поиск ответов на различные вопросы.
После определения целей исследования рынка, можно приступать к подготовке его плана. Для этого нужно провести сбор данных (через опрос, интервью и/или фокус-группы), после чего аналитикам потребуется последовательно выполнить ряд действий. Наиболее комплексный анализ рынка состоит из десяти этапов.
Стоит отметить, что подробный комплексный анализ требуется не всегда. Иногда достаточно оценить общее состояние рынка (например, для составления бизнес-плана) или создать краткий срез по одному-двум пунктам.
Анализ рынка — это важный этап для любой компании. Чтобы собрать необходимую информацию, необходимо выбрать методы исследования рынка и инструменты для его проведения. В этом помогут различные методы анализа рынка, которые можно условно разделить на три категории: количественные, качественные и смешанные.
Количественные методы исследований позволяют собрать все данные, которые можно посчитать и сравнить, например, результаты опросов. Они наиболее объективны и позволяют понять мнение потребителя об изменении ассортимента, повышении цен, качестве товаров и услуг, а также помогают при составлении различных прогнозов и статистики.
Качественные методы дают информацию, которую невозможно подсчитать, но которая также должна учитываться при разработке стратегии развития бизнеса. Речь идет, например, об инсайдах в поведенческих факторах целевой аудитории, мнении аналитиков и конкурентов. Они являются субъективными, но могут быть очень полезными в работе.
Смешанные методы комбинируют преимущества количественных и качественных методов. К таким методам относят, например, холл-тесты, домашнее тестирование и наблюдение.
Чтобы собрать данные, можно использовать такие методы, как глубинные и экспертные интервью, фокус-группы, опросы, наблюдение и кабинетное исследование. Также для изучения рынка существует бенчмаркинг.
Когда данные собраны, можно приступать к их анализу и структурированию. Для этого используются различные инструменты, включая расчет индексов и показателей, SWOT-анализ, PESTLE-анализ и анализ по модели «Пять сил» Портера. Результаты анализа рынка позволяют сформировать эффективную стратегию развития бизнеса, если они покрывают поставленные цели.
Исследование рынка является важным аспектом для бизнеса. При правильной организации и выполнении оно способно повысить спрос и продажи, оценить потенциальные угрозы и помочь избежать их. Тем не менее, стоимость маркетингового анализа может значительно различаться в зависимости от многих факторов.
Одним из первых факторов, влияющих на цену, являются используемые методы сбора информации. Стоимость проведения опроса может варьироваться от 40 000 рублей до нескольких миллионов в зависимости от количества вовлеченных респондентов, объема ресурсов, потраченных на аналитику и критериев отбора аудитории.
Наиболее затратными методами получения информации являются личный опрос, поквартирный опрос и холл-тест. Опросы в онлайн-формате стоят дешевле. Кроме того, для полноты картины может потребоваться добавление фокус-группы или например, глубинного интервью.
Цена анализа данных также может значительно варьироваться. Краткий отчет может стоить около 20 000 рублей, полный отчет — примерно 30 000 рублей и аналитическая записка — порядка 9000 рублей.
Однако некоторые компании готовы предложить малому бизнесу более выгодные пакеты услуг, где в стоимость уже включены все статьи расходов. Например, обзор рынка включает оценку емкости рынка, определение его тенденций и конъюнктуры, сегментирование клиентов, изучение их финансовых возможностей, выявление потребительских критериев, расчет отдачи от инвестиций при выходе на рынок и разработку стратегий развития ассортимента компании. При этом конкурентный анализ обойдется ориентировочно в 55 000 рублей, а потребительский анализ - примерно 45 000 рублей.
Хотя проведение исследования рынка может быть затратным, оно окупится, если использовать его результаты при разработке стратегии бизнеса.
Фото: freepik.com