«Законодательные аспекты рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения»
Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И.
Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на расширенном заседании Научно-экспертного совета Комитета на тему «Законодательные аспекты рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения».
18 июня 2019 г.Москва
Уважаемые товарищи!
Мы начинаем заседание нашего экспертного совета, которое мы традиционно проводим в ранге парламентских слушаний.
Значимость темы, которую мы с вами сегодня выносим на повестку, переоценить трудно, потому что земельные ресурсы, земли сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственные угодья, посевные площади, наши пашни являются бесценным достоянием нашей державы. Именно эта ресурсная база является определяющей не только для продовольственной безопасности, но и национальной безопасности Российской Федерации. От нашего отношения к этому стратегическому ресурсу зависит перспектива развития государства, да и в целом нашей планеты Земля.
Международные документы на этом направлении свидетельствуют о том, что к 2050-му году на планете резко сократится ввод посевных площадей. И это всё на фоне прироста численности населения. Именно поэтому проблема истощения земельных ресурсов повсеместно выходит на первый план. Уже сегодня на многих территориях ощущается острая нехватка продовольствия, природных и энергетических ресурсов, за которой, как мы видим, неизбежно возникает и военное напряжение.
Жёстко ставя вопрос о социально-экономическом положении сельских территорий, нам с вами удалось сделать многое. Мы не раз, и на экспертном совете, и на парламентских слушаниях, и на других крупных всероссийских мероприятиях, рассматривали вопрос социального развития села, и доказывали тем, кто согласен был продолжать идти путем разорения нашей деревни, что дальше так жить нельзя.
Мы добились успеха! Председателем Правительства 31 мая была пописана новая государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий». Если в рамках прежней подпрограммы на цели развития села из федерального бюджета выделялось всего 16-17 млрд. рублей в год, то в новом документе мы видим цифры на порядок выше - 2,3 триллиона рублей на 2020-2025 годы! Также важно то, что поддержано наше предложение по продлению этой работы до 2030 года.
Поэтому все регионы должны уже в текущем году отработать все необходимые документы, все механизмы с тем, чтобы обеспечить эффективную реализацию новой государственной программы.
Повторюсь, что только широкое совместное обсуждение, доведение до руководства страны, до заинтересованных ведомств нашей боли позволило добиться положительного результата. Даже Министерство сельского хозяйства, когда мы три года назад на заседании итоговой коллегии поставили этот вопрос, удивилось: «Коллеги, куда вы нас направляете? У нас фермы и поле, а не деревни и села!». А потом мы проработали это так, что Минсельхоз сегодня является одним из наших главных и системных партнёров на этом направлении. Впереди у нас огромная работа!
И я хочу, чтобы в решении вопроса, который мы сегодня обсуждаем, мы действовали также едино, вместе со всей вертикалью власти и вышли из ситуации этого губительного отношения к землям сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственным угодьям, пашням.
За период с 1990 года площадь земель сельхозназначения сократилась почти в два раза – осталось всего 383 миллиона гектар. Вроде бы много, но по посевным площадям мы продолжаем толкаться на уровне 80 млн. га. Совсем недавно 117 миллионов гектар было.
Если нам удастся вернуть в оборот заброшенные земли, то перед страной сразу откроются новые возможности. Это рабочие места, это 100 млн. тонн дополнительного урожая в зерновом эквиваленте. И это только по посевным площадям, а ведь мы не только их потеряли. Что стало с нашими сенокосами, в том числе пойменными? Что стало с нашими пастбищами, в том числе культурными? Потери там еще более серьезные!
И, если говорить о том, как раньше мы следили за нашими землями, то на этом направлении эффективно работал Роскомзем, обладающий целостной системой подведомственных организаций и структур.
Только региональных комитетов было 89, и еще более 2 тыс. городских и районных. У Роскомзема была мощная научная база, вычислительный центр, система мониторинга, планирование, учет, приборостроение, и т.д. Велась системная, сложная работа, приносящая надежные результаты! На неудобных для севооборота землях сколько тогда выделялось дачных участков? А ведь это позволило эффективно эти земли освоить!
И что от этого осталось сегодня?
А сегодня ничего не осталось. Земельные вопросы разбросаны по целому ряду министерств и ведомств, региональным и местным органам власти, которые каждый в своей части что-то делает, но абсолютно бессистемно! Ни кто всерьез не занимается сохранением земельных ресурсов, пахотных земель и посевных площадей.
Посмотрите, что стало по регионам.
На некоторых территориях к 2018 году под посевы используют по 5%-20% площади. В Астраханской области – 25%, 28% - в Смоленской области. Плачевная ситуация по всему Нечерноземью. Страшно смотреть на эти данные!
При этом есть Краснодар со своими 95%, есть Алтайский край с 80,5%, который всей Сибири можно поставить в пример, как надо относиться к сельскохозяйственным землям. Можно брать в пример Ставрополье, Ростов, Белгород, Курск, и ряд других регионов. Много делает сегодня Брянщина.
Все говорим о бедности и безработице. А где, в том же Смоленске, взять рабочие места, если все земли брошены, или в той же Костроме, Пензе? В Рязани 50 процентов всего используется. Уникальные земли Подмосковья – 47,3%!
Министр сельского хозяйства области видимо заработался, и не имеет возможности посещать наши мероприятия. А я напомню, что в свое время Подмосковье давало 2 млн. тонн молока, 1 млн. тонн овощей, картофеля, и многое другое. А сегодня, много лет обещая удвоить производство молока, проблему не сдвинули с места, вырезают последний скот. Неудовлетворительно область работает и по вводу земель в сельскохозяйственный оборот.
В отличие от министра Московской области сегодня работает с Комитетом заместитель главы администрации Краснодарского края, где ситуация одна из лучших. Он приехал потому, что его действительно волнует этот вопрос!
А вот Минэкономразвития нам предлагает отказаться от категорий земель в пользу зонирования территории. Другими словами не будет ни земель сельскохозяйственного назначения, ни сельхозугодий, ни пашни. Но у нас и без этого проблем не мало, те же границы сельхозземель определить до сих пор не получается. И вместо движения вперед, решения назревших проблем по возвращению в оборот заброшенных земель, Минэконом встает на пути, предлагает ущербную программу, которая запутает вопрос окончательно.
Следующий вопрос - состояние плодородия почв. Здесь ситуация ещё хуже.
У нас 51,5 млн. га кислых почв, заболоченных почв – почти 10 млн. га, переувлажненных – 16,1 млн. га, появились первые пустыни! 35 процентов слабогумусированной почвы, столько же и средний гумус. Даже в Краснодаре уже есть проблемы. Я не говорю уже о нашем элитном воронежском черноземе. Подвижный фосфор, кальций, микроэлементы, сегодня все это деградирует.
Мы же не можем думать только о себе и подходить к использованию земельных ресурсов, которые Русь тысячелетиями накапливала, лишь с потребительской точки зрения. Это наша общая задача – сохранять плодородие почв и земельные ресурсы для будущих поколений.
В этой связи, уважаемые товарищи, мы выйдем к Председателю Государственной Думы Вячеславу Викторовичу Володину с инициативой провести осенью или в начале следующего года по вопросам плодородия, восстановления посевных площадей всероссийские парламентские слушания в большом зале Государственной Думы.
Нам на этом направлении нужна реализуемая через соответствующую госпрограмму чётко выверенная государственная политика. Если мы не сделаем это, то станем соучастниками этого преступления веков.
Уважаемые товарищи, мы сегодня на заседании Комитета рассматривали внесенный нами, депутатами Комитета, проект федерального закона, направленный на сохранение плодородия почв, и рекомендовали Государственной Думе принять его в первом чтении. Этой законодательной инициативой мы поправляем и решаем многие вопросы, в том числе всё, что связано с распределением прав и обязанностей землепользователей по поддержанию плодородия на должном уровне. Земля должна использоваться как не возобновляемый ресурс, и этот принцип должен четко прослеживаться и в законодательстве и на практике.
Раньше было просто – крестьянин жил на земле и ценил ее, как мать родную. А сегодня латифундист, который живёт где-нибудь за границей, скупил сотни тысяч гектар земли, и состоянием ее особо не интересуется. Мы уже проходили эту историю в своей стране. И поэтому с уверенностью говорим о высокой роли государства в этом вопросе, ведь в госсобственности и у муниципалитетов достаточное количество сегодня земли.
Хочу обратиться к представителям науки. В экспертный совет Комитета мы ни кого не затаскивали насильно. Поэтому прошу проявлять активность и принципиальность позиции, чтобы ваш голос был слышен. Мы защищаем вас через принимаемые законы для того, чтобы вы могли работать эффективнее. И мы ждем от вас серьезного подспорья и единого подхода.
Говоря о плодородии почвы, мы не можем обойти стороной вопросы мелиорации, и агролесомелиорации в частности.
Сегодня на Комитете мы рекомендовали к принятию еще один наш законопроект, как раз по этой тематике.
Напомню, что наши отцы и деды сделали многое для того, чтобы в особых зонах появились лесозащитные полосы, поскольку они являются мерилом и влажности, и защищают наши посевы от эрозий. Что с ними сегодня происходит? Без хозяина превращают в свалки, в очаги пожаров!
Мы предложили ряд законодательных решений на этом направлении, и Минсельхоз нас в этом поддержал. Скоро состоится рассмотрение этой инициативы в первом чтении.
Что касается химической мелиорации.
При всех уже названных деградационных процессах наши хозяйства вносят в почву всего 69 миллионов тонн органики. И это при том, что не так давно вносили до 400 млн. тонн. Аналогично по минеральным удобрениям, 10 миллионов тонн вносили, а сегодня и до трех не дотягиваем.
Орошение и осушение.
Не так давно по гидромелиорации мы шли вровень с американцами, и у нас и у них было по 13 млн. гектар орошаемых и осушенных земель.
Сегодня же американцы ушли далеко вперед, доля мелиорируемой пашни у них подбирается к 40%! Англичане 80 процентов имеют мелиорированных земель. А мы все держим свои 7 с небольшим процентов. Индия, Китай по 1,5-2 миллиона гектар вводят мелиорируемых земель в год, а мы и до 100 тысяч не дотягиваем.
Это целая проблема и ей надо заниматься, заниматься всерьез.
И для этого мы выстроили предложения по приоритетным задачам, от принятия законов до необходимости реорганизации тех управленческих структур, которые должны работать.
Уважаемые товарищи, сегодня я хотел бы затронуть еще одну тему.
Мы все хорошо понимаем причины того, что сегодня в России используется меньше 68 процентов от возможных посевных площадей, помним, кто разорял наши колхозы и совхозы, к примеру, американские советники вместе с Немцовым – губернатором Нижегородской области, осуществляли одними из первых этот эксперимент. И что мы видим сегодня в Нижегородской области? Посевные площади сокращены вдвое, поголовье КРС – в 5 раз, и т.д.
А возможным это стало потому, что на село перестали обращать внимания и перестали финансировать, в том числе сельскохозяйственную науку, крайними сделали крестьян и фермеров, скупая за копейки продукцию у тех, у кого нет своей переработки и торговли.
Нам все время говорят о необходимости привлекать в отрасль инвестиции. Но какие же инвестиции придут, когда отрасль убыточна, если крестьянский труд в батоне хлеба оценен в 10%? Нигде в мире нет подобного грабежа в отношении тружеников полей и ферм.
Мы уже не раз приводили пример того, что имея в руках переработку и торговля, имея возможность поставлять свою продукцию за рубеж, крестьянин будет самодостаточным. Вот тот же совхоз «Звениговский» в Республике Марий Эл – производит продукции на 14 миллиардов рублей, не берет кредитов, одних только налогов платит 2 миллиарда рублей. Это потому, что хозяйство имеет 600 магазинов, 250 тысяч поголовья свиней, 25 тысяч КРС, 3-тысячный табун лошадей, молоко перерабатывает, мясо перерабатывает и на международных конкурсах продукции забирает все призы! В свое время мы проводили там аграрный съезд, и убедились в том, что сельское хозяйство, если его не давит переработка и торговля, является очень прибыльным.
Давайте законодательно наводить порядок и выстраивать паритет. От Заверюхи до Гордеева, все пытались решить проблему диспаритета, а вся эта либеральная нечисть лишь смеялась, что этот вопрос мы вновь и вновь поднимаем.
Посмотрите доходность нашего села по животноводству, по растениеводству за 2017 год.
А сколько потеряли крестьяне в 2018 году, когда по 5 рублей за кг. реализовывали продовольственную пшеницу? С этим пора заканчивать!
Первые руководители правительства, депутаты, все должны понять глубину проблемы. Причем доказательно доносить эту позицию должен не только наш Комитет, но и наука. Вспомните, какой была академия не так давно – боевой, системной, передовой! Вот и сегодня надо переставать тихушничать и твердо заявить свою позицию.
Уважаемые товарищи! Я благодарен вам за то, что откликнулись на наше предложение обсудить эту важнейшую тему. Извините, может быть, за определенную эмоциональность, но мы с вами всю жизнь занимаемся сельским хозяйством и, конечно, нам очень больно и обидно за такое преступное отношение к нашей земле-матушке, к нашей профессии.
Поэтому хочу еще раз всех призвать. У нас с вами много дел и в законодательном плане, и в правоприменительной практике. Мы должны иметь программу, должен быть национальный проект по восстановлению земель сельскохозяйственного назначения, сельхозугодий, пашни. Уровень значения этой программы сопоставим с целинной эпопеей, ведь нам предстоит вернуть в сельскохозяйственный оборот 42 млн. га пашни. Поэтому программа должна быть с достойным финансированием.
Мы не можем сегодня не подключить к этой работе Росагролизинг и другие системообразующие структуры. Возможно, придется создавать в крупных землевладельческих районах МТС, чтобы эффективнее возвращать земли в севооборот и восстанавливать плодородие, и т. д.
Хочу, чтобы все мы стали сторонниками этой большой работы, сделали все, чтобы рядом с программой комплексного развития сельских территорий была госпрограмма по освоению брошенных сельскохозяйственных угодий, пашни, и выстраивалась система мер по техническому перевооружению, восстановлению и развитию мелиорации, развитию базовых отраслей, таких как животноводство! И тогда мы увидим желаемую динамику.
Хочу поблагодарить вас за то, что вы так внимательно выслушали вот эту боль, которую я вам высказал по обсуждаемой теме. Спасибо!
Последние новости
Губернатор Московской области выступил на конференции Единой России
Андрей Воробьев поделился важными инициативами и планами на будущее.
Спортивные школы Коломны присоединились к Единой школьной лиге Подмосковья
Десять школ города начнут участвовать в спортивных соревнованиях.
Люберцы готовятся к новогодним праздникам
Город украсится елями и световыми фигурами в рамках губернаторской программы.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией