М.Ю. Авдеев выступил на Правительственном часе в Госдуме
9 октября 2019 года Государственная Дума заслушала информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Виталия Леонтьевича Мутко «О мерах Правительства Российской Федерации по реализации национального
9 октября 2019 года Государственная Дума заслушала информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Виталия Леонтьевича Мутко «О мерах Правительства Российской Федерации по реализации национального проекта "Жилье и городская среда" в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». От фракции КПРФ выступил первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Михаил Юрьевич Авдеев.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Виталий Леонтьевич, коллеги!
Мы второй раз за этот год заслушиваем информацию Правительства о реализации национального проекта «Жилье и городская среда» в рамках исполнения №204 Указа Президента от 7 мая 2018.
Выйти к 2024 году на цифру строительства 120 млн. кв. метров жилья в год нам необходимо для того, чтобы люди почувствовали качественное улучшение своих жилищных условий, заботу государства о них, возможность купить жилье или построить самим, воспользовавшись ипотекой, которую они реально, исходя из доходов семьи, смогут погасить.
Объемы финансирования на национальные проекты спланированы и предусмотрены. Но главное, как эти средства эффективно освоить с максимальным результатом, чтобы, как сказал Президент, – люди уже в этом году почувствовали улучшение своей жизни, а не где-то там далеко, в далеком будущем. Наша страна огромная, но почти половина (48%) возводимых многоквартирных домов приходится на Москву с областью, СПб, Ленинградскую обл. и Краснодарский край, там же и самый высокий уровень инвестиций в недвижимость. ¾ населения страны живет в городах, но несмотря на высокую потребность в улучшении жилищных условий, уровень обеспеченности жильем в России остается ниже, чем в большинстве стран Восточной Европы. Большинству девелоперов выгоднее строить в больших городах, уплотняя застройку, лишая жителей зеленых насаждений, усугубляя транспортные проблемы, и тем самым, создавая социальную напряженность. А в целом по стране, при таком раскладе, мы имеем отток населения из малых городов и поселений и перспективу получить неуправляемые мегаполисы, непригодные для жизни. Необходимо изменить психологию и чиновников и строителей и архитекторов, найти баланс интересов и повернуться лицом к людям, для которых все это строится.
Нужно строить жилье и создавать комфортную среду проживания не только в двух столицах, но и по всей России. Здесь нужно отдать должное Правительству, которое в последнее время принимает необходимые меры и по Дальнему Востоку, и по кредитной ставке для многодетных семей. Надеемся, что это только начало. Тем более, что по информации ЦБ, позитивный вклад в спрос на жилье вносит расширение ипотечного кредитования, в следующем году оно должно вырасти на 20%, кроме того, в первые месяцы 2019 г. отмечалось оживление кредитования банками строительных организаций после продолжительного периода его сокращения. За 9 месяцев 2019г. было выдано 782,7 тыс. ипотечных кредитов, на сумму 1,7 трлн. рублей.
Нельзя не отметить, что самые пессимистичные прогнозы на ситуацию в строительной отрасли в этом году не оправдались, видна положительная динамика по вводу жилья - за восемь месяцев 2019 г. введено 42,2 млн. кв.м.(на 7,4 % выше показателя аналогичного периода 2018 года), и из них больше половины - индивидуальных жилых домов. По прогнозам ЦБ, в более длительной перспективе распространение новой модели финансирования жилищного строительства будет одним из важных факторов развития отрасли. По цифрам видим, что наш народ в очередной раз проголосовал за малоэтажную Россию, а не за небоскребы. Нужно больше внимания уделять этому сегменту
Реализация национального проекта «Жилье и городская среда»невозможна без качественной законодательной базы, ее правового и нормативно-технического обеспечения, мониторинга правоприменения и исполнения принятых решений в единой системе на всех уровнях государственной власти, федеральном и региональном с активной позицией муниципальной администрации.
Нам необходим системный подход к формированию градостроительной политики в Российской Федерации. Мы все помним задачи, поставленные в майском указе Президента Российской Федерации, где в целях формирования общей стратегии национальных проектов огромное внимание уделялось совершенствованию института градостроительной деятельности.
Наша задача довести законы до стадии правоприменения, в том числе и с изданием Правительством соответствующих нормативно-правовых актов.
Те изменения в законодательство, которые к этому моменту приняты (151ФЗ, 283ФЗ) делают понятным подход к формированию территорий,нацелены на регулирование вопросов, связанных с комплексным развитием территорий, с редевелопментом промышленных зон в целях решения задач, поставленных в послании Президента России, сформированных в Национальных проектах. Но эффект от указанных законодательных инициатив будет достигнут только при условии принятия в кратчайшие сроки подзаконных правовых актов , обеспечивающих открытую и ясную систему правоприменения градостроительного законодательства на региональном и муниципальном уровнях, включая разработку и утверждение методических рекомендаций и соответствующих руководящих документов.
Перейдя на новую модель жилищного строительства, переложив риски и ответственность на плечи финансовых организаций и застройщиков, мы должны не обременять отрасль и не сокращать объемы строительства . Хотел бы обозначить ряд моментов в законодательном обеспечении, по которым необходимов кратчайшие сроки принять меры:
Первое. Нам нужно в кратчайшие сроки привести нормативно-правовую базу, которая определяется подзаконными актами, в т.ч. Постановлениями Правительства, приказами министерства и т.д. в соответствие с современными требованиями. Мы должны четко понимать схемы территориального планирования, генпланы территорий. Т.к. на это необходимы средства(зачастую территории ссылаются на то, что у них просто нет денег, чтоб сделать это), нам необходимо предусмотреть выделение дополнительных средств, может быть в рамках рассматриваемого сейчас бюджета. Все это должно быть в цифровом виде – чтоб кликнув на точку на карте, можно было увидеть, что и где планируется, какая социальная инфраструктура предусмотрена, какие инженерные сети подготовлены. Необходимо оптимизировать систему и качество подготовки документов территориального планирования на муниципальном уровне. До настоящего время не упразднена двойная система определения разрешенного землепользования и назначения категории земельного ресурса. Параметры функциональных зон в документах необходимо дополнить характеристиками состояния жилищного фонда, используя данные государственной информационной системы ЖКХ, постоянно мониторить актуализацию стратегических документов территориального планирования в единой системе с механизмом бюджетного планирования инвестиций под цели и задачи государственных программ и проектов. Без этого развитие строительной отрасли тормозится.
Второе. Отрасль сейчас переходит на систему цифровой регистрации. Считаем необходимым расширять механизм так называемой электронной регистрации при осуществлении регистрационных сделок с недвижимостью, особенно при регистрации вновь возводимых жилых многоквартирных домов.
Третье. Мы приветствуем усиление роли Корпорации Дом РФ в вовлечении в оборот новых земельных участков. Проблема отрасли сегодня во многом в том, что нет вовлеченных участков, строителям зачастую негде строить – отсюда и уплотнение застройки и транспортная недоступность. Повсюду необходимо применять нормы РНГП, за основу, как пример, можно взять нормативы Москвы или Московской области. Мы должны понимать, куда люди будут ходить в поликлинику, дети в школу, где жители района будут проводить досуг. Если мы не будем распространять опыт крупных городов где это работает, на всю страну, то получим массу понастроенных микрорайонов без социальной инфраструктуры и социальное напряжение..
Четвертое. Необходимо стимулировать строительство в регионах. У нас есть ряд регионов, где на сегодняшний день стоимость кв.м. 30-35 тыс. это зачастую себестоимость или даже убыток, и люди в том регионе не имеют нормального дохода, чтобы покупать жилье. Нужны меры по стимулированию строительства в таких городах. Те меры, которые предпринимает Правительство мы поддерживаем, но считаем недостаточными, и призываем комплексно подойти и к снижению ставки ипотеки для других категорий граждан.
Пятое. Что касается системы организации строительного процесса. Мы сделали огромный шаг, совместно с Правительством, в плане прозрачности строительного бизнеса. Однако многие меры по отчетности, подлежащей раскрытию застройщиками, считаем избыточными, т.к. проверку застройщика при выдаче проектного финансирования осуществляет банк, который предъявляет строгие требования к застройщику. Банк самый главный и строгий проверяющий, иначе он не выдаст деньги, а мы создаем дублирующую систему. Мы знаем, что все аккредитованные ЦБ банки имеют специалистов, которые живут на стройке и контролируют каждый кирпич. Все это требует от застройщика набора в штат сотрудников, которые должны на непрерывной основе заниматься только раскрытием информации под угрозой штрафных санкций/ приостановки госрегистрации ДДУ. Давайте освобождать строителей от этого дублирования, мы снимаем одни административные барьеры и возводим другие. Понятно желание некоторых регионов контролировать процесс строительства, м.б. это иногда и оправдано, но давайте будем контролировать, а не заставлять застройщиков сдавать отчеты в 10 инстанций. Здесь бы хотел упомянуть и ЗОС. В настоящее время,девелопер должен получать заключение о соответствии (ЗОС) застройщика и проектной декларации требованиям № 214-ФЗ. Но если новостройка возводится на средства уполномоченного банка, а деньги дольщиков защищены на эскроу-счетах, то, требование о получении ЗОС становится избыточным и тормозит выдачу кредитов, поскольку банки рассматривают данный документ как одно из условий предоставления займа девелоперу. Считаем разумным предложить отмену ЗОС в таких случаях на законодательном уровне .
Исторический опыт нашей страны показывает, что в трудные периоды нашего развития, мы могли концентрировать свои силы и ресурсы, чтобы идти к намеченной цели. И сегодня нам нужно идти тем же путем. Все что мы делаем, мы должны делать не во имя достижения каких-то призрачных целей, а для наших граждан - обеспечить их доступным и комфортным жильем, работой, досугом, возможностью развиваться. Возрождать малые города и строить индивидуальные дома для молодых специалистов в сельской местности, а для реализации небольших строительных проектов, по мнению многих экспертов, как нельзя лучше подходит современная система проектного финансирования.
Хотел бы отметить погруженность строительного блока Правительства в тему, многие вопросы, возникавшие у строительного сообщества в июле, сняты, разъяснительная работа ведется на хорошем уровне.
Уверен, что наша совместная работа позволит добиться необходимых результатов и выйти на показатели, обозначенные в национальном проекте «Жилье и городская среда» в рамках исполнения №204 Указа Президента.
Пресс-служба депутата Государственной Думы М.Ю. Авдеева
Последние новости
Всероссийская горячая линия ко Всемирному дню борьбы со СПИДом
Роспотребнадзор запускает инициативу по повышению осведомленности о ВИЧ и СПИДе.
Росток должен выплатить значительный штраф
Крупный штраф в 150 тыс. рублей ожидает компанию «Росток»
Поддержка участников СВО: новые инициативы губернатора
Губернатор Воробьев обсудил индивидуальный подход к помощи семьям участников специальной военной операции.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией