Бюджет - 2022: Россия по-прежнему сидит на нефтяной игле
Российский бюджет (как и вся экономика) остаётся производной от нефтегаз
Российский бюджет (как и вся экономика) остаётся производной от нефтегазовых доходов – и с доходами бюджета не все так просто, особенно в регионах. Такой вывод следует из Оперативного доклада об исполнении федерального бюджета за 1 полугодие 2022г , подготовленного Счетной палатой РФ.
Влияние нефтяных цен сказывается на всех доходах бюджетаЭкономист Дмитрий Прокофьев приводит в своем канале ключевые элементы доклада и комментирует их:
- Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета в 1 полугодии составила 45,5 % и по сравнению с январем – июнем 2021 года увеличилась на 12 процентных пунктов (в январе – июне 2021 года она составляла 33,5 %).
- Нефтегазовые доходы за первые полгода составили 6, 376 триллиона рублей. Это 66,8 % от объема доходов, запланированного ранее. Т.е за 6 месяцев российские экспортеры углеводородов заработали для бюджета две трети от ожидаемого – и это несмотря на укрепление рубля, которое, натурально, обернулось снижением доходов бюджета
- Все это стало возможным благодаря дорогой нефти - по итогам 1 полугодия 2022 года цена Urals составила $85,4 за баррель.
- В итоге, доля нефтегазовых доходов увеличилась до 4,8 % ВВП. При этом по сравнению с январем – июнем 2021 год рост доли нефтегазовых доходов в ВВП составил 1,9 процентного пункта.
- Впрочем, влияние нефтяных цен сказывается на всех доходах бюджета. Например, НДС, которого собрали на 4,73 триллиона рублей (60%) от прогнозного объема, относится к «ненефтегазовым доходам». Но «…основным фактором уровня исполнения прогноза является высокая динамика роста цен производителей в секторах добычи нефти и газа, а также ускорение инфляции», подсказывает Счетная палата.
Что касается регионов, пишут аудиторы СП, «…положительные результаты исполнения региональных бюджетов по итогам первой половины 2022 года не соответствуют реальной социально-экономической динамике и отражают номинальный конъюнктурный рост доходов на фоне роста мировых цен на уголь, газ и нефть. Другие социально-экономические показатели в регионах свидетельствуют о стагнации и (или) медленном спаде».
А как же рост доходов?«Сложившаяся положительная динамика поступления налоговых доходов в основном достигнута в результате значительного роста поступлений налога на прибыль организаций от конъюнктурных отраслей, прежде всего, в сфере добычи газа, угля, нефти, который сконцентрирован в ограниченном числе регионов.
На итогах полугодия сказывается влияние платежей в марте - апреле текущего года, исчисленных по годовым декларациям за 2021 год, то есть за период, предшествовавший введению внешних санкций»
Т.е. статистика запаздывает – рост, который мы видим – инерция успешного прошлого года. А выросшие объемы региональных «налогов на прибыль» - это тоже производная от «нефтегаза».
Лучше всех показали себя т.н. «центры локализации налога на прибыль в газовом секторе». Так, прирост налога на прибыль в Санкт-Петербурге составил 22,5 % от общего прироста данного налога по стране. Вторым регионом по вкладу в динамику поступления налога на прибыль стала Москва - 9,4% совокупного прироста. Впрочем, столица - это особая история – доходы Москвы составили 19,1% от суммы доходов всех регионов.
Плюс, напоминают аудиторы, рост собственных доходов регионов по отдельным налогам, «был вызван ажиотажным спросом населения из-за опасений дефицита». Но больше на такую «удачу» рассчитывать не придется.
На территории страны действуют несколько экономикВ целом же данные Оперативного доклада Счетной палаты показывают, как на территории России действует как бы несколько экономик – одни развиваются, а другие –тормозят.
Например, по сравнению с соответствующим периодом 2021 года, доходы регионов в первом полугодии выросли на 24,8 %, и составили 9, 373 трлн рублей, или 54,9 % прогнозируемых объемов.
Но позитивную динамику доходов региональных бюджетов определили налоговые поступления всего в 15 регионах, которые суммарно сформировали 72,3 % прироста налоговых доходов в целом по стране.
При этом на 6 регионов - Татарстан, Кемеровскую и Тюменскую области, Санкт-Петербург и Москву, Ямало-Ненецкий АО - приходится 52 % прироста. Т.е. рост налогов обеспечили центры добычи полезных ископаемых и крупнейшие агломерации.
И в то же время на 42 региона с самым низким или отрицательным вкладом в прирост приходится в сумме всего 5 % совокупного прироста налоговых доходов субъектов Российской Федерации.
С НДФЛ, хорошим индикатором доходов людей, похожая история. В отчетном периоде НДФЛ вырос на 12,8 % в целом по стране, но общую динамику определил рост поступлений НДФЛ в Москве (42,8 % от всего прироста по стране). Существенный вклад в рост поступлений НДФЛ внесли Московская область (7,3 %) и г. Санкт-Петербург (7,8 %). В большинстве других регионов прирост был незначительным, объясняет СП.
В целом ситуация с исполнением консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в первом полугодии 2022 года являлась достаточно стабильной. Но в июне 2022 года темпы роста доходов замедлились. Если в апреле 2022 года (к апрелю 2021 года) темп роста доходов составлял 119,5 %, в мае – 136,5 %, то в июне – 114,3 %. В наибольшей степени снижение затронуло промышленно развитые регионы со значительной долей обрабатывающего производства.
Темп роста расходов напротив ускорился. Так, если в марте 2022 года (к марту 2021 года) он составлял 115,5 %, то в июне – 130,9 %.
Дефицит бюджета неизбеженКлючевых выводов здесь можно сделать два.
Первый . Никакого «слезания с нефтяной иглы» и «разворота к высоким технологиям» не произошло – российская экономика и бюджеты всех уровней остаются производной от объема нефтегазовых доходов. А эти доходы уже в июле сократились на 22% против прошлого года.
Второй . Министерству финансов придется жить в условиях дефицита бюджета – ситуация, от которой наши власти давно отвыкли, и которой много лет старались всеми силами избегать. Сейчас дефицит бюджета предполагается финансировать за счет Фонда национального благосостояния, в котором, по официальным данным, находится 7 триллионов рублей ликвидных средств. В июле дефицит бюджета составил без малого 900 миллиардов – значит, средств ФНБ может хватить на полгода-год – в зависимости от того, как власти планируют тратить деньги.
Последние новости
Встреча администрации с жителями Люберец
Глава муниципалитета рассказал о развитии местной компании
Развитие экономики в Кашире: новый бюджет и поддержка бизнеса
Городская администрация озвучила планы по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса.
Поддержка воинов: волонтёры Каширы помогают на передовой
Комитет семей воинов Отечества активно участвует в помощи военнослужащим и их семьям.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией